Занятия
Подробно о каждом направлении, тренинге, занятии.
Программа "Я не одинок" (9-11 лет)
Цель: Снижение личностной тревожности и развитие навыков адаптивного общения у младших подростков.

Актуальность: Период 9-11 лет характеризуется обострением потребности в общении и самопознании. Трудности часто возникают у детей, испытывающих дефицит родительского внимания или негативный социальный опыт, ведущий к неуверенности и повышенной тревожности.

Ключевые задачи:
1. Коррекция эмоционально-личностной сферы: Снижение тревожности, работа со страхами, гневом, обидами.
2. Развитие самопознания и самооценки: Формирование адекватного представления о себе ("Кто Я?", "Какой Я?").
3. Формирование коммуникативных навыков:
Вербальное и невербальное общение.
Уверенное поведение, отстаивание границ.
Работа с критикой, комплиментами.
Предотвращение и выход из конфликтов.
Поиск друзей, преодоление барьеров общения.
4. Развитие эмоционального интеллекта: Понимание и управление своими чувствами, связь мыслей и поведения.
5. Повышение ответственности: За свой выбор, внутренний мир, решения.

Формат и методы:
Групповые занятия (оптимальны для возраста, обеспечивают поддержку сверстников).
Доверительная и безопасная атмосфера (ключевая роль ведущего).
Интерактивные методы:
Ролевые игры, проигрывание ситуаций.
Групповые дискуссии, анализ случаев.
Творческое самовыражение.
Психодиагностические процедуры (для самопознания).
Техники рефлексии.
Структура занятия: Введение в тему → Основная часть (обсуждение, упражнения, игры) → Заключение (анализ, рефлексия).
Принятие групповых правил (на первом занятии).

Организация:
Для кого: Подростки 9-11 лет, испытывающие трудности в общении, с повышенной тревожностью, неуверенностью.
Объем: 28 занятий.
Режим: 1 раз в неделю (50-60 минут).
Диагностика: Проводится до и после программы для оценки динамики (фокус на снижении тревожности).

Примерные темы занятий:
Самопознание, самооценка.
Понимание и управление эмоциями (страх, гнев, обида).
Уверенное поведение vs агрессия.
Вербальное/невербальное общение, "барьеры".
Поиск друзей, разрешение конфликтов.
Ответственность за выбор и действия.
Работа с критикой и комплиментами.
Итоговое занятие: закрепление навыков, чаепитие.

Ведущий: Голивцева Ольга Александровна (подростковый психолог, семейный терапевт, автор программы, высшая квалификационная категория).
Программа "Я взрослый" (12-13 лет)

Цель: Развитие социальной адаптации и эмоциональной стабильности у подростков в период активного взросления.


Актуальность: Подростковый возраст характеризуется противоречиями (взрослый/ребенок), поиском идентичности, сложностями в управлении эмоциями и построении отношений. Программа помогает справиться с внутренним хаосом, научиться понимать себя и других.


Ключевые задачи:

1. Самопознание и самооценка: Формирование адекватного образа "Я" ("Кто Я?", "Какой Я?"), коррекция самооценки.

2. Эмоциональный интеллект:

Понимание и управление чувствами (страх, гнев, обида, стресс).

Осознание связи мыслей, эмоций и поведения.

Развитие навыков саморегуляции.

3. Эффективная коммуникация:

Вербальные и невербальные навыки общения.

Уверенное поведение, отстаивание границ.

Конструктивное разрешение конфликтов.

Развитие эмпатии и толерантности.

4. Понимание социальных взаимодействий:

Анализ причин поведения людей.

Осознание социальных ролей.

Навыки работы в команде, коллективное взаимодействие.

5. Преодоление трудностей: Развитие стратегий совладания со стрессом, трудными ситуациями, агрессией (конструктивной и деструктивной).

6. Целеполагание и мотивация: Осознание своих интересов, формирование позитивного прогноза будущего.


Для кого: Подростки 12-13 лет, испытывающие:

Трудности в общении (со сверстниками, взрослыми).

Повышенную тревожность, неуверенность в себе.

Сложности с самоидентификацией, управлением эмоциями.

Проблемы социальной адаптации.


Формат и методы:

Групповые занятия (6-12 человек, оптимально для отработки навыков общения).

Доверительная и безопасная атмосфера.

Интерактивные методы:

Психологические игры, ролевые проигрывания ситуаций.

Групповые дискуссии, анализ кейсов.

Арт-терапевтические техники (в т.ч. сказкотерапия).

Интеллектуальные тренинги (внимание, память, мышление).

Рефлексия, самоанализ (анкеты "Откровенно говоря...", цветопись, шкалирование).

Структура: Постепенное погружение – от самопознания к сложным социальным взаимодействиям. Каждое занятие логически связано с предыдущим.


Ключевые тематические блоки занятий:

1.Самопознание, самооценка, Я-концепция.

2.Эмоциональный мир: понимание, выражение, управление чувствами (включая работу со страхом, стрессом, агрессией).

3.Коммуникация: вербальная/невербальная, уверенность, конфликты, эмпатия, толерантность.

4.Социальные роли и взаимодействия (дружба, любовь, коллективная деятельность).

5.Преодоление трудностей, управление состоянием, целеполагание.

6.Закрепление навыков, рефлексия, прощание.


Организация:

Объем: 28 занятий.

Режим: 1 раз в неделю (60 минут).

Работа с родителями: Консультации для оптимизации детско-родительских отношений.


Ведущий: Голивцева Ольга Александровна (подростковый психолог, семейный терапевт, автор программы, высшая квалификационная категория).

Программа «Креативность и профориентация» (14-17 лет)
Цель: Активизация творческого потенциала, развитие навыков генерации идей, преодоление психологической инерции, помощь в осознанном профессиональном выборе.

Ключевые задачи:
1. Самопознание: Выявление интеллектуальных особенностей, стиля общения, мотивов, личностных качеств, влияющих на профвыбор.
2. Развитие креативности: Обучение методам преодоления стереотипов мышления, генерации идей, аргументации.
3. Развитие необходимых навыков:
Эмоциональный интеллект (осознание, управление эмоциями, эмпатия).
Коммуникация (эффективное общение, партнерство, разрешение конфликтов).
Целеполагание и планирование.
Управление стрессом и тревожностью (включая экзаменационную).
4. Профориентация: Определение склонностей, интересов, способностей, соотнесение личностных характеристик с требованиями профессий.

Формат и методы:
Групповые занятия (интерактивный формат).
Интерактивные методы: Тренинги, деловые игры ("Кораблекрушение", "Создание бизнеса"), дискуссии, интеллектуальные упражнения, арт-методы (сказкотерапия).
Диагностика: Выявление психофизиологических и личностных особенностей (память, темперамент, интеллект, коммуникативность, профпредпочтения).

Основные тематические блоки:
1. Самопознание и границы: Я-концепция, самооценка, телесный образ, личные границы.
2. Эмоциональный интеллект и общение: Понимание и выражение эмоций/чувств, эмпатия, коммуникативные навыки, конфликтология, толерантность.
3. Креативное мышление: Развитие ассоциативного мышления, интуиции, преодоление барьеров креативности.
4. Когнитивные навыки: Тренировка внимания, памяти, мышления, структурирования деятельности.
5. Личная эффективность: Целеполагание, планирование, управление стрессом, трудными ситуациями, профилактика ПАВ.
6. Профориентация: Анализ склонностей, интересов, способностей, профпригодности.
7. Рефлексия и будущее: Сказкотерапия для переосмысления опыта, проектирование личностного и профессионального развития.

Результат:
Раскрытие личностных ресурсов и творческого потенциала.
Понимание своих сильных сторон, особенностей мышления и коммуникации.
Навыки генерации идей, аргументации, преодоления стереотипов.
Более осознанный подход к профессиональному выбору.
Портфолио: Индивидуальные результаты тестирования и рекомендации по сферам профессиональной деятельности.

Организация:
Для кого: Подростки 14-17 лет.
Объем: 28 занятий.
Режим: 1 раз в неделю (в течение учебного года).

Ведущий: Голивцева Ольга Александровна (подростковый психолог, семейный терапевт, автор программы, высшая квалификационная категория).

Made on
Tilda