Цель: Развитие социальной адаптации и эмоциональной стабильности у подростков в период активного взросления.
Актуальность: Подростковый возраст характеризуется противоречиями (взрослый/ребенок), поиском идентичности, сложностями в управлении эмоциями и построении отношений. Программа помогает справиться с внутренним хаосом, научиться понимать себя и других.
Ключевые задачи:
1. Самопознание и самооценка: Формирование адекватного образа "Я" ("Кто Я?", "Какой Я?"), коррекция самооценки.
2. Эмоциональный интеллект:
Понимание и управление чувствами (страх, гнев, обида, стресс).
Осознание связи мыслей, эмоций и поведения.
Развитие навыков саморегуляции.
3. Эффективная коммуникация:
Вербальные и невербальные навыки общения.
Уверенное поведение, отстаивание границ.
Конструктивное разрешение конфликтов.
Развитие эмпатии и толерантности.
4. Понимание социальных взаимодействий:
Анализ причин поведения людей.
Осознание социальных ролей.
Навыки работы в команде, коллективное взаимодействие.
5. Преодоление трудностей: Развитие стратегий совладания со стрессом, трудными ситуациями, агрессией (конструктивной и деструктивной).
6. Целеполагание и мотивация: Осознание своих интересов, формирование позитивного прогноза будущего.
Для кого: Подростки 12-13 лет, испытывающие:
Трудности в общении (со сверстниками, взрослыми).
Повышенную тревожность, неуверенность в себе.
Сложности с самоидентификацией, управлением эмоциями.
Проблемы социальной адаптации.
Формат и методы:
Групповые занятия (6-12 человек, оптимально для отработки навыков общения).
Доверительная и безопасная атмосфера.
Интерактивные методы:
Психологические игры, ролевые проигрывания ситуаций.
Групповые дискуссии, анализ кейсов.
Арт-терапевтические техники (в т.ч. сказкотерапия).
Интеллектуальные тренинги (внимание, память, мышление).
Рефлексия, самоанализ (анкеты "Откровенно говоря...", цветопись, шкалирование).
Структура: Постепенное погружение – от самопознания к сложным социальным взаимодействиям. Каждое занятие логически связано с предыдущим.
Ключевые тематические блоки занятий:
1.Самопознание, самооценка, Я-концепция.
2.Эмоциональный мир: понимание, выражение, управление чувствами (включая работу со страхом, стрессом, агрессией).
3.Коммуникация: вербальная/невербальная, уверенность, конфликты, эмпатия, толерантность.
4.Социальные роли и взаимодействия (дружба, любовь, коллективная деятельность).
5.Преодоление трудностей, управление состоянием, целеполагание.
6.Закрепление навыков, рефлексия, прощание.
Организация:
Объем: 28 занятий.
Режим: 1 раз в неделю (60 минут).
Работа с родителями: Консультации для оптимизации детско-родительских отношений.
Ведущий: Голивцева Ольга Александровна (подростковый психолог, семейный терапевт, автор программы, высшая квалификационная категория).
Ведущий: Голивцева Ольга Александровна (подростковый психолог, семейный терапевт, автор программы, высшая квалификационная категория).